Моя педагогическая философия
Размышляя о своём жизненном пути, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я - учитель.
Учитель… За этим понятием - человек благороднейшей профессии, посвятивший свою жизнь великому делу - сеять доброе, разумное, вечное.
Стремительно летит время, меняется общество, меняются и отношения между людьми.
Но роль учителя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы.
В основе моей профессии – любовь. Хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
В основе моей жизни – творчество, т.к. «творчество – это природный смысл жизни» (Н.Рерих)
Настоящий учитель должен, скажу больше, имеет потребность в развитии профессиональной компетентности. День за днём покоряет вершины педагогического мастерства по индивидуальной траектории профессионального развития.
«Ветви тангенсоиды простираются в бесконечность» - в который раз объясняю ученикам. А что такое бесконечность? Наверное, процесс… Процесс творческого поиска.
В основе моих жизненных принципов – свобода-свобода выбора. И я выбираю самопознание, саморазвитие, самовыражение, самосовершенствование для себя и для своих учеников.
Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.
А ещё у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:
Любовь к своему делу + вдохновение + компетентность +творчество.
Безусловно, что современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не раствориться в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликой, часто необходимо иметь основу — стержень, благодаря которому человек остается личностью, т.е. чтобы соответствовать духу времени на данный момент, необходима твердая уверенность в себе и в своих силах.
Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.
А что значит для меня быть учителем?
Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое.
Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними.
Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить…
Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…
Для меня быть учителем – это и значит жить.