Научно-методическая деятельность
«Моя методическая система учителя»
Методическая система учителя – достаточно новое понятие в педагогике, теоретическое обоснование которого дано лишь в последние 6 лет. Но если рассматривать это понятие как совокупность компонентов: цели, методический стиль и организационные формы, необходимые для педагогического воздействия на формирование личности ученика и на реализацию учебно-воспитательного процесса, - без сомнения, можно утверждать, что каждый педагог-профессионал владеет собственной методической системой.
В основе моей методической системы лежит профессиональное творчество, основанное на анализе, выборе и конструировании педагогической практики. Я считаю, что учитель в полной мере должен владеть соответствующими проектировочными умениями: теоретически обосновывать отбор учебного материала и группировать его с учетом современных методических подходов, проводить отбор и модификацию учебных пособий, обосновывать выбор структуры урока и управлять усвоением учебного материала, проводить корректировку целей урока, оценивать организацию урока, выделять внешние факторы, влияющие на результативность обучения. Методическое мастерство учителя проявляется в четком и ясном видении на языке целей требований образовательного стандарта, видении нового уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной цели. При этом одновременно с формулированием цели обеспечивается и ее диагностируемость.
Моя методическая система обеспечивает выполнение целого ряда функций: гносеологической, гуманистической, проектировочной, нормативной и рефлексивной. Гносеологическая функция направлена на познание образовательного процесса как объекта конструирования; на изучение конкретных технологий; на создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач; на осознание учителем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей в профессиональной деятельности.
Гуманистическая функция направлена на утверждение в педагогической практике ценности личности ребенка, на установление позитивной концепции «Я успешен». Основную воспитательную задачу урока я вижу в формировании сознания собственного достоинства и уважительного отношения к достоинству людей, в формировании потребности и способности понимать чужие точки зрения, достигать согласия и сотрудничать в условиях различия взглядов и убеждений.
Проектировочная функция проявляется в технологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, т.е. в проектировании содержания, форм, методов и практической деятельности участников педагогического процесса, выборе наиболее эффективных педагогических, методических приемов разрешения конкретных ситуаций. Нормативная функция поддерживает соблюдение педагогических норм, выполняющих функцию ценностей в педагогической деятельности, обусловливает учет существующих требований, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта.
Одной из самых важных, на мой взгляд, является рефлексивная функция, обеспечивающая осмысление учителем основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей, создание условий для рефлексии.
В образовательном процессе я стараюсь опираться на использование передовых технологий обучения: проблемное обучение, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированное обучение, а также практико-ориентированный и деятельностный подход. Именно эти технологии обеспечивают результат моей профессиональной деятельности.
В образовательном процессе я использую как традиционные, так и нетрадиционные типы уроков. Моя методическая копилка насчитывает десятки оригинальных разработок уроков и внеклассных мероприятий, где наряду с традиционными встречаются и нестандартные формы занятий: урок-игра, урок-путешествие, интегрированные уроки и другие.
Совместно с учениками создан богатейший и разнообразный инструментарий: педагогический – пакет дидактических материалов, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.; диагностический - пакет обычных и компьютерных тестов; контрольные, диагностические работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации; творческих заданий для учащихся.
При работе над методической системой нельзя останавливаться на достигнутом, а необходимо заниматься самообразованием и стремиться к постоянному совершенствованию. Образование и самообразование основаны на личной заинтересованности педагога, его профессиональных запросах; познавательная активность формируется на основе внутренних потенциальных возможностей.
Мою методическую систему, мне кажется, условно можно отнести к творческому типу, в котором ведущими являются цели-ценности, индивидуально-творческий и рефлексивно-оценочный элементы в методическом стиле, комбинирование инновационных организационных форм с традиционными.