«Особенности подготовки учащихся к ГИА по математике и информатике в сельской школе»
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Так как в городских школах профильное обучение даёт возможность большего выбора предметов выпускнику на профильном уровне, чем выпускнику сельской школы, получающему универсальное образование. Выпускник сельской школы не может пройти очные курсы по подготовке к ЕГЭ, организованные на базе вузов областного центра. Вопрос репетиторства на селе, при наличии 1-2 учителей математики своей же школы, отпадает сам по себе. Однако, существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и двухуровневым: базовый уровень и профильный. Основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки детей к экзамену. Многое зависит от ученика, но ещё больше от его учителя. А конкретно, от того, как будет организована подготовка к итоговой аттестации.
С 2015 года ЕГЭ по математике разделился на 2 уровня: базовый и профильный. Обстоятельства сложились так, что именно мне пришлось столкнуться со всеми трудностями этого переходного периода. Четвёртый год подряд я работаю в выпускном 11 классе и готовлю учеников к итоговой аттестации (к базовому уровню ЕГЭ и профильному). В ходе подготовки выпускников к ЕГЭ по математике у меня сложилась своя система, дающая стабильные результаты.
Подготовку к ЕГЭ начинаю уже в 5-классах основной школы, при изучении каждой темы акцентирую внимание, в каких заданиях на экзамене встречаются вопросы изучаемой темы (особенно для себя самой). В 5-6 классах пишем всероссийские проверочные работы, даже если они не в обязательном порядке. Конечно, более плотная подготовка к ЕГЭ начинается в 10 классе. На уроках, элективных занятиях и в домашних заданиях использую Открытый банк заданий ЕГЭ. Каждый год в конце учебного года в 10 классе пишем итоговую контрольную работу в форме ЕГЭ как базового, так и профильного уровнях.
В 11 классе для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к ЕГЭ по математике (базовому и профильному уровнях), надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, научить учащихся заполнять бланки.
Первое, с чего начинаю подготовку в 11 классе – это подготовительная работа по подготовке к ЕГЭ:
- тщательно изучаю демоверсию ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);
- оцениваю готовность учащихся к ЕГЭ, выявляю проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;
- планирую работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;
- веду психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, не пугаю школьников предстоящим ЕГЭ, убеждаю их в том, что он имеет все данные для успешной
подготовки к экзамену, помогаю им поверить в свои силы, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл.
Второе – повторение пройденного материала.
На этом этапе разрабатываю план подготовки к ЕГЭ, который включает в себя список ключевых тем для повторения. Это позволяет параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.
Третье – дифференцированная работа с классом.
Для качественной подготовки школьников к экзамену определены три группы учащихся:
- первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и выбирают базовый уровень ЕГЭ по математике.
- вторая группа – учащиеся, которые выбрали профильный уровень ЕГЭ по математике и поставили перед собой цель – получить не очень высокие
баллы (на уровне 45-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;
- третья группа – учащиеся, которые хотят получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в технические вузы.
Для каждой группы определена своя линия подготовки к ЕГЭ. В работе с учащимися первой группы выявляю сильные и слабые стороны математической подготовки каждого ученика, и работаю с теми заданиями, которые уже получаются, добавляя посильные задания из уже усвоенного материала. Выполняю осмысленную отработку базовых математических навыков. Цель работы со второй группой – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами первой и второй частей (на уровне – 7-12 заданий).
С третьей группой вырабатываю умение уверенно выполнять 13-15, 17, 18 задания. С такими учащимися регулярно решаем задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности.
В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определённым заданиям базового и профильного уровня контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению.
Четвёртое - конечно, за последние 4 года научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 10-11 классах систематически провожу дополнительные занятия (элективные курсы, индивидуальные и групповые консультации). Программы элективных курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики, помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения.
Пятое – контроль за динамикой качества подготовки к ЕГЭ.
На протяжении всех лет существования системы «Статград» наша школа работает в этой системе. Система «Статград» - это система дистанционной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, проводимая Московским институтом открытого образования и Московским центром непрерывного математического образования. В течение года школа получает диагностические и тренировочные работы по всем предметам. Цель проекта – методическая и дидактическая помощь учителям в подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, а также диагностика уровня подготовленности учащихся к решению отдельных заданий курса основной и средней школ. Система разработана по заданию Рособрнадзора, в настоящий момент используется более чем в 13000 образовательных учреждений России. В СТАТГРАДЕ мониторинг по математике включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ, а также регулярные тренировочные работы. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. С сентября месяца каждого учебного года я веду строгий учёт результатов выполнения таких работ. Мне очень нравятся эти работы тем, что результаты оперативно доводятся до каждого ученика (вывожу по каждому ученику таблицу результатов и провожу анализ) что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы (сначала самостоятельная работа над ошибки, а иногда групповая работа (использую индивидуальную и групповую форму работы). Все тренировочные тесты стараюсь проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время, сколько заданий они успевают решить. Регулярная работа с системой СтатГрад оказывает значительное влияние на повышение уровня знаний учащихся.
Шестое – подготовка к ОГЭ по информатике
Несколько слов мне бы хотелось сказать о подготовке учащихся к ОГЭ по информатике. Ежегодно большинство выпускников 9 класса выбирают предмет информатику для сдачи экзамена по выбору. Не все учащиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ОГЭ по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок. Значит, моя задача тоже – организовать систему подготовки учащихся к ОГЭ. Начинать подготовку учащихся к ОГЭ тоже необходимо как можно раньше. Я подготовку к ОГЭ начинаю уже с 8 класса, на уроках информатики обращаю большое внимание на изучение некоторых тем, входящих в структуру КИМов ОГЭ. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ОГЭ по информатике является второй год обучения – 9 класс. Еженедельно провожу консультации, которые начинаю проводить с сентября-месяца, в начале октября уже начинаю проведение диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад». Т.е. формирую наглядную картину «готовности» каждого ученика к ОГЭ. И учащийся, в свою очередь, узнаёт уровень своей подготовленности. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, провожу дополнительные занятия, консультации для повторного разбора и отработки вызвавших затруднение заданий. Работы проводятся регулярно, каждый месяц. Экзаменационная работа ОГЭ по информатике состоит из двух частей: теоретической и практической. Последняя часть подготовки заключается в отработке заданий 19 и 20, которые учащиеся выполняют на компьютере. По опыту работы, тех учащихся, которые будут выполнять задания на компьютере остаётся 40-50% . С ними провожу групповые, индивидуальные консультации.
Седьмое – использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Но помимо работы с учителем учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн. Имею свой персональный сайт, на нём имеются ссылки к сайтам для подготовки к ЕГЭ по математике и ОГЭ по информатике. Каждый выпускник нашей школы знает об этом.
Восьмое – продолжаю регулярно повышать свой уровень профессиональной грамотности через самообразование. В ноябре 2017 года выступила с обобщением опыта на районном методическом объединении учителей математики «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике. Выступление основывалось на собственном практическом опыте. В феврале-месяце этого года на базе ИРО г. Кирова прошла трёхдневные курсы по программе «Система подготовки выпускников к ГИА-11 по математике». Курсы практико-ориентированные, направленные на подготовку к ЕГЭ профильного уровня по математике.
Девятое – ежегодный сравнительный анализ результатов ЕГЭ
Результаты базового уровня ЕГЭ по математике за курс полной средней школы
Учебный год |
Средний балл по школе |
Средний балл по области |
Средний балл по России |
2014-2015 |
4,50 |
4,14 |
3,95 |
2015-2016 |
4,89 |
4,41 |
4,15 |
2016-2017 |
5 |
4,46 |
4,24 |
2017-2018 | 4,73 | 4,42 | 4,29 |
Результаты профильного уровня ЕГЭ по математике за курс полной средней школы
Учебный год |
Средний балл по школе |
Средний балл по области |
Средний балл по России |
2014-2015 |
56,57 |
48,97 |
50,9 |
2015-2016 |
55,38 |
47,80 |
46,3 |
2016-2017 |
41 |
48,61 |
47,1 |
2017-2018 | 54,30 | 51,85 | 49,8 |
Результаты подготовки учащихся к ОГЭ по информатике
Целесообразность выделения вышеперечисленных этапов и разработанной системы подготовки к ОГЭ по информатике подтверждается результатами за 4 года.
Предмет |
Учебный год |
Средний балл по области |
Мин.балл по классу |
Мак.балл по классу |
Средний балл по классу |
информатика |
2018-2019 (13 учащихся) |
13,26 | 5 | 20 | 14,46 |
информатика |
2017-2018 (2 учащихся) |
13,55 | 12 | 17 | 14,50 |
информатика |
2016-2017 (8 учащихся) |
13,52 |
5 |
22 |
15,38 |
информатика |
2015-2016 (12 учащихся) |
13,81 |
13 |
22 |
16,58 |
В заключение хочу сказать, что такая система подготовки учащихся к итоговой аттестации помогла мне в течение четырёх лет получить результаты ЕГЭ по математике базового уровня значительно выше средних по области. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том, что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения и обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей села немаловажен. А в конце учебного года после сдачи ЕГЭ - долгое ожидание результатов, переживание и, наконец, радость со слезами на глазах – ЕГЭ успешно сдали все. Это самая большая награда учителю. Таким образом, правильная организация дифференцированного обучения и разработанная система подготовки к ЕГЭ по математике (информатике) и ОГЭ по информатике может дать стабильные результаты, поэтому моя цель: давать расти каждому школьнику настолько, насколько он способен.