. Персональный сайт учителя математики и информатики - Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
Изергина Галина Александровна
Понедельник, 29.04.2024, 21:24
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Новости
Учебные [5]
Внеучебные [50]
Общие [33]

Сайты педагогов

ЕГЭ по информатике

Наш опрос

Ваш знак зодиака?
Всего ответов: 39

Портал

Сайт Полякова

Методпортал

Учительский портал

Сообщество

Погода

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 «Особенности подготовки учащихся к ГИА по математике и информатике в сельской школе»

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Так как в городских школах профильное обучение даёт возможность большего выбора предметов выпускнику на профильном уровне, чем выпускнику сельской школы, получающему универсальное образование. Выпускник сельской школы не может пройти очные курсы по подготовке к ЕГЭ, организованные на базе вузов областного центра. Вопрос репетиторства на селе, при наличии 1-2 учителей математики своей же школы, отпадает сам по себе. Однако, существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и двухуровневым: базовый уровень и профильный. Основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки детей к экзамену. Многое зависит от ученика, но ещё больше от его учителя. А конкретно, от того, как будет организована подготовка к итоговой аттестации.

С 2015 года ЕГЭ по математике разделился на 2 уровня: базовый и профильный. Обстоятельства сложились так, что именно мне пришлось столкнуться со всеми трудностями этого переходного периода. Четвёртый год подряд я работаю в выпускном 11 классе и готовлю учеников к итоговой аттестации (к базовому уровню ЕГЭ и профильному). В ходе подготовки выпускников к ЕГЭ по математике у меня сложилась своя система, дающая стабильные результаты.

Подготовку к ЕГЭ начинаю уже в 5-классах основной школы, при изучении каждой темы акцентирую внимание, в каких заданиях на экзамене встречаются вопросы изучаемой темы (особенно для себя самой). В 5-6 классах пишем всероссийские проверочные работы, даже если они не в обязательном порядке. Конечно, более плотная подготовка к ЕГЭ начинается в 10 классе. На уроках, элективных занятиях и в домашних заданиях использую Открытый банк заданий ЕГЭ. Каждый год в конце учебного года в 10 классе пишем итоговую контрольную работу в форме ЕГЭ как базового, так и профильного уровнях.

В 11 классе для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к ЕГЭ по математике (базовому и профильному уровнях), надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, научить учащихся заполнять бланки.

Первое, с чего начинаю подготовку в 11 классе – это подготовительная работа по подготовке к ЕГЭ:

  1. тщательно изучаю демоверсию ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);
  2. оцениваю готовность учащихся к ЕГЭ, выявляю проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;
  3. планирую работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;
  4. веду психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, не пугаю школьников предстоящим ЕГЭ,  убеждаю их в том, что он имеет все данные для  успешной

подготовки к экзамену, помогаю им поверить в свои силы, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала.

На этом этапе разрабатываю план подготовки к ЕГЭ, который включает в себя список ключевых тем для повторения. Это позволяет параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

Третье – дифференцированная работа с классом.

Для качественной подготовки школьников к экзамену определены три группы учащихся:

  • первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и выбирают базовый уровень ЕГЭ по математике.
  • вторая группа – учащиеся, которые выбрали профильный уровень ЕГЭ по математике и поставили перед собой цель – получить не очень высокие

баллы (на уровне 45-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;

  • третья группа – учащиеся, которые хотят получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в технические вузы.

Для каждой группы определена своя линия подготовки к ЕГЭ. В работе с учащимися первой группы выявляю сильные и слабые стороны математической подготовки каждого ученика, и работаю с теми заданиями, которые уже получаются, добавляя посильные задания из уже усвоенного материала. Выполняю осмысленную отработку базовых математических навыков. Цель работы со второй группой – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами первой и второй частей (на уровне – 7-12 заданий).

С третьей группой вырабатываю умение уверенно выполнять 13-15, 17, 18 задания. С такими учащимися регулярно решаем задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности.

В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определённым заданиям базового и профильного уровня контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению.

Четвёртое - конечно, за последние 4 года научилась максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 10-11 классах систематически провожу дополнительные занятия (элективные курсы, индивидуальные и групповые консультации). Программы элективных курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики, помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения.

Пятое – контроль за динамикой качества подготовки к ЕГЭ.

На протяжении всех лет существования системы «Статград» наша школа работает в этой системе. Система «Статград» - это система дистанционной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, проводимая Московским институтом открытого образования и Московским центром непрерывного математического образования. В течение года школа получает диагностические и тренировочные работы по всем предметам. Цель проекта – методическая и дидактическая помощь учителям в подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, а также диагностика уровня подготовленности учащихся к решению отдельных заданий курса основной и средней школ. Система разработана по заданию Рособрнадзора, в настоящий момент используется более чем в 13000 образовательных учреждений России. В СТАТГРАДЕ мониторинг по математике включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ, а также регулярные тренировочные работы. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. С сентября месяца каждого учебного года я веду строгий учёт результатов выполнения таких работ. Мне очень нравятся эти работы тем, что результаты оперативно доводятся до каждого ученика (вывожу по каждому ученику таблицу результатов и провожу анализ) что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы (сначала самостоятельная работа над ошибки, а иногда групповая работа (использую индивидуальную и групповую форму работы). Все тренировочные тесты стараюсь проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время, сколько заданий они успевают решить. Регулярная работа с системой СтатГрад оказывает значительное влияние на повышение уровня знаний учащихся.

Шестое – подготовка к ОГЭ по информатике

Несколько слов мне бы хотелось сказать о подготовке учащихся к ОГЭ по информатике. Ежегодно большинство выпускников 9 класса выбирают предмет информатику для сдачи экзамена по выбору. Не все учащиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ОГЭ по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок. Значит, моя задача тоже – организовать систему подготовки учащихся к ОГЭ. Начинать подготовку учащихся к ОГЭ тоже необходимо как можно раньше. Я подготовку к ОГЭ начинаю уже с 8 класса, на уроках информатики обращаю большое внимание на изучение некоторых тем, входящих в структуру КИМов ОГЭ. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ОГЭ по информатике является второй год обучения – 9 класс. Еженедельно провожу консультации, которые начинаю проводить с сентября-месяца, в начале октября уже начинаю проведение диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад». Т.е. формирую наглядную картину «готовности» каждого ученика к ОГЭ. И учащийся, в свою очередь, узнаёт уровень своей подготовленности. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, провожу дополнительные занятия, консультации для повторного разбора и отработки вызвавших затруднение заданий. Работы проводятся регулярно, каждый месяц. Экзаменационная работа ОГЭ по информатике состоит из двух частей: теоретической и практической. Последняя часть подготовки заключается в отработке заданий 19 и 20, которые учащиеся выполняют на компьютере. По опыту работы, тех учащихся, которые будут выполнять задания на компьютере остаётся 40-50% . С ними провожу групповые, индивидуальные консультации.

Седьмое – использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Но помимо работы с учителем учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн. Имею свой персональный сайт, на нём имеются ссылки к сайтам для подготовки к ЕГЭ по математике и ОГЭ по информатике. Каждый выпускник нашей школы знает об этом.

Восьмое – продолжаю регулярно повышать свой уровень профессиональной грамотности через самообразование. В ноябре 2017 года выступила с обобщением опыта на районном методическом объединении учителей математики «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике. Выступление основывалось на собственном практическом опыте. В феврале-месяце этого года на базе ИРО г. Кирова прошла трёхдневные курсы по программе «Система подготовки выпускников к ГИА-11 по математике». Курсы практико-ориентированные, направленные на подготовку к ЕГЭ профильного уровня по математике.

Девятое – ежегодный сравнительный анализ результатов ЕГЭ

Результаты базового уровня ЕГЭ по математике за курс полной средней школы

Учебный год

Средний балл

по школе

Средний балл по области

Средний балл по России

2014-2015

4,50

4,14

3,95

2015-2016

4,89

4,41

4,15

2016-2017

5

4,46

4,24

2017-2018 4,73 4,42 4,29

Результаты профильного уровня ЕГЭ по математике за курс полной средней школы

Учебный год

Средний балл

по школе

Средний балл по области

Средний балл по России

2014-2015

56,57

48,97

50,9

2015-2016

55,38

47,80

46,3

2016-2017

41

48,61

47,1

2017-2018 54,30 51,85 49,8

Результаты подготовки учащихся к ОГЭ по информатике

Целесообразность выделения вышеперечисленных этапов и разработанной системы подготовки к ОГЭ по информатике подтверждается результатами за 4 года.

Предмет

Учебный год

Средний балл

по области

Мин.балл по классу

Мак.балл по классу

Средний балл

по классу

информатика

2018-2019

(13 учащихся)

13,26 5 20 14,46

информатика

2017-2018

(2 учащихся)

13,55 12 17 14,50

информатика

2016-2017

(8 учащихся)

 

13,52

 

5

 

22

 

 15,38

информатика

2015-2016

(12 учащихся)

13,81

13

22

 16,58

    В заключение хочу сказать, что такая система подготовки учащихся к итоговой аттестации помогла мне в течение четырёх лет получить результаты ЕГЭ по математике базового уровня значительно выше средних по области. Конечно, очень важен позитивный настрой детей на серьёзный самостоятельный труд по подготовке к экзамену, поэтому в начале каждого учебного года с большим удовольствием сообщаю им информацию о том, что снова, практически все наши выпускники поступили в высшие и средние учебные заведения и обучаются на бюджетной основе. Обязательно при этом прошу подсчитать, сколько родительских денег ребята сэкономят за 4-5 лет обучения. Думаю, что этот стимул для большинства семей села немаловажен. А в конце учебного года после сдачи ЕГЭ - долгое ожидание результатов, переживание и, наконец, радость со слезами на глазах – ЕГЭ успешно сдали все. Это самая большая награда учителю. Таким образом, правильная организация дифференцированного обучения и разработанная система подготовки к ЕГЭ по математике (информатике) и ОГЭ по информатике может дать  стабильные результаты, поэтому моя цель: давать расти каждому школьнику настолько, насколько он способен.

Вход на сайт

Мой блог

Дневник

Школьный сайт

Сайт РУО

Сайт ЮВО

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

ГИА

ГИА

Инфознайка

Конкурс "Кенгуру"

Конкурс "КИТ"

Сайт ФИПИ

Сайт ИРО

Архив записей

Изергина Г.А.© 2024 uCoz